Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа   п.г.т. Междуреченск Школа саморазвития личности

 Содержание программы развития школы

(2011 – 2016гг.)

 

Раздел 1.

Паспорт программы развития школы

 

Раздел 2.

Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития по направлениям:

  1. Достижение современного качества образования.

  2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.

  3. Совершенствование системы управления школой.

  4. Совершенствование воспитательной системы.

 

Раздел 3.

Основные направления реализации программы

  1. Достижение современного качества образования.

  2. Сохранение и укрепление здоровья субъектов образовательного процесса.

  3. Совершенствование системы управления школой.

  4. Совершенствование воспитательной системы.

 

Раздел 1.

Паспорт программы развития ОУ Междуреченской СОШ

 Настоящая программа определяет стратегию развития школы и действия по её реализации.

 

Законодательная база для разработки программы развития школы.

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Национальная доктрина образования в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 года.

  3. Конвенция о правах ребёнка.

 4.  Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»                                 

    Цель программы

Формирование духовно богатой, свободной физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям новой жизни.

 

ЗАДАЧИ:

1.   Формирование физически здоровой личности:

-   недопущение учебной перегрузки учащихся;

-   оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно – гигиенических норм и  возрастных особенностей детей;

-   совершенствование работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся и привитие им навыков здорового образа жизни;

-   привлечение учащихся в занятиях спортивных секций, создание групп здоровья для ослабленных детей;

-   открытие кабинета ЛФК.

2.   Развитие творческих способностей учащихся:

-   через дифференциацию и индивидуализацию обучения;

-   через совершенствование работы с центром внешкольной работы (ЦВР)

-   создание творческой атмосферы в школе путем организации кружков, факультативов, секций, проведение интеллектуального марафона;

-          привлечение учащихся к творческим конкурсам вне школы.

 

3.   Организация учебно-воспитательного процесса.

-          обеспечение обязательных стандартов образования;

-          совершенствование учебного плана, учебных программ;

-          развитие взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей;

-          совершенствование дифференцированной системы обучения;

-          изучение и внедрение в практику информационных технологий;

-          создание предпрофильного обучения в 9 –х  классах;

-          совершенствование материально-технической базы школы.

 

Сроки реализации программы: с сентября 2010 года по июнь 2015 года.

 

Этапы реализации программы

1.   Организационный (2010-2011 гг.)

Выявление основных направлений деятельности для достижения цели программы развития школы.

2.   Практический (2011-2013 гг.)

Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

3.   Обобщающий (2013-2015 гг.)

Анализ достигнутых результатов и определение дальнейших перспектив развития школы.

Финансовое обеспечение программы:

-  местный (муниципальный) бюджет;

-  внебюджетные средства школы;

-  спонсорская помощь, добровольные пожертвования.      

 

Принципы реализации программы.

Реализация программы строится на следующих принципах:

-  программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и внесение коррективов в план;

-  преемственность данной программы развития и опыта, накопленного в предыдущие годы работы школы;

-  информационной компетентности участников образовательного процесса о происходящем в школе;

-  включение в решение задач программы всех субъектов образовательного пространства.

 

Управление программой.

Управление и контроль за реализацией программы осуществляется администрацией школы, управляющим советом  и педагогическим советом.

В ходе работы над реализацией программы может производиться корректировка мероприятий, изменение сроков их выполнения, а также включение новых мероприятий, необходимых для полной реализации программы.

Оценка эффективности программы будет производиться путём мониторинга, диагностики и анализа результатов реализации мероприятий.

 

Раздел  2. Анализ ситуации и концептуальные основания программы развития.

 

Обоснование необходимости создания

 Программы развития школы

Проанализировав ситуацию, сложившуюся в школе в настоящее время, выявлены следующие противоречия, мешающие реализации в полном объёме задач, поставленных перед школой в свете модернизации образования. Это противоречия между:

*      необходимостью развития мотивации достижения у школьников и оценочной деятельностью, ориентированной на фиксацию неудач;

*      стандартной поточной системой образования и ин­дивидуальным уровнем усвоения материала каждым учеником;

*      ориентацией организации и содержания школь­ного образования на воспроизведение готовых зна­ний, отсутствие поисков, творческой активности и реальными жизненными ситуациями, требующими принятия самостоятельных решений, самоопреде­ления;

*      профессиональной готовностью учителя взаимо­действовать со «школьной» личностью ученика и его целостностью как объективной реальностью;

*      отношением к ученику как объекту педагогического воздействия и неприятием его учащимися;

*      организацией методической работы в школе, направленной на рост специально-предметной компе­тентности, и объективной необходимостью повыше­ния психолого-педагогической компетентности, спо­собствующей развитию субъектности как учителя, так и ученика;

*      высокой информатизацией образовательной сре­ды и недостаточной подготовленностью педагогичес­ких кадров к работе в данных условиях.

 

Приоритетные направления Программы

 

Исследуя требования социума к образовательным услугам школы, приоритетными направлениями содержания и результатов образования следует считать:

  • качественное содержание образования, предоставляющее возможность становление свободной и ответственной личности, владеющей опытом выполнения специфических личностных действий – рефлексии, смыслообразования, избирательности, жизненного самоопределения;

  • обеспечение получения среднего (полного) образования, необходимых для продолжения обучения на следующих ступенях;

  • воспитание свободного гражданина с развитыми интеллектуальными способностями, творческим отношением к миру, чувством личной ответственности, высокой моралью, способного к преобразовательной продуктивной деятельности, ориентированного на сохранение ценностей общечеловеческой и национальной культуры и саморазвитие.

 

Ожидаемые результаты программы

 

   Формирование у школьников личностных мотивационных механизмов учения; формирование опыта самопознания, самоопределения, саморазвития в учебно-познавательной деятельности, формирование умений вести учебный диалог, проблематизировать собственную деятельность; развитие навыков учебного самоконтроля и самооценки. Разработка системы заданий, направленных на обеспечение в пространстве урока процессов самопознания, саморазвития личности школьника; выявление ценностного содержания современных естественно-научных и гуманитарных учебных предметов; расширение форм контроля и оценки учебной деятельности школьников.

         Модель выпускника ОУ является ори­ентиром для построения учебно-воспитательного процесса, согласо­вания деятельности различных звеньев и структур школы, проектиро­вания индивидуальных образовательных маршрутов, развертывания контрольно-оценочных и мониторинговых комплексов и т.д. Основные элементы модели:

-блок требований к обученности школьников (в том числе к уровню сформированности общеучебных и частно предметных знаний, умений и навыков);

-требования к готовности продолжения образования (после начальной школы - в основной, после основной - в средней или в учреждениях начального профессионального образо­вания, после средней школы - в системе среднего специ­ального или высшего образования);

 - требования к воспитанности ученика (приоритетные качества  личности),  его умения выстраивать эмоцианально-ценностные отношения самим собой и другими людьми;

-требования к уровню физического развития; сформированность умений и потребности вести здоровый образ жизни;

-требования к общекультурному развитию. 

 

 

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

            Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны:

-освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения обра­зования на ступени основного общего образования (т.е. овла­деть общеучебными умениями и навыками);

- овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыка­ми самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

        Психолого-педагогический портрет выпускника начальной школы:

эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способ­ностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества пред­метов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально от­работанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; вниматель­ный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощу­щать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

 

 Личностные качества:

 

учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успе­ха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в се­бе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисцип­линированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникатив­ность, доброжелательность.

 

 

              Учащиеся, получившие основное общее образование, должны:

 

-освоить на уровне требований государственных программ учеб­ный материал по всем предметам школьного учебного плана;

- приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации;

- достигнуть показателей развития интеллектуальной сферы, дос­таточных для организации своей познавательной, проектиро­вочной, оценочной деятельности;

- овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобще­ние, анализ, синтез, классификация, выделение главного);

- знать свои гражданские права и уметь их реализовывать;

-уважать свое и чужое достоинство;

- уважать собственный труд и труд других людей.

 

              Психолого-педагогический портрет выпускника основной школы:

 

аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регу­лируемая память, абстрактное мышление, целеобразование и плани­рование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность (способность к творчеству); чувство психо­логической защищенности.

     Личностные качества:

 

социальная взрослость, ответственность за свои действия, мо­тивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной инди­видуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоут­верждению, потребность в общественном признании, удовлетворенность своим положением, нравствен­ное осознание.

 

 

 Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование,

 - это человек, который:

- освоил все образовательные программы по предметам школь­ного учебного плана;

-овладел основами компьютерной грамотности;

-умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям;

-знает свои гражданские права и умеет их реализовывать;

-готов к формам и методам обучения, применяемым в учрежде­ниях высшего профессионального образования;

-умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собст­венных действий и деятельности, контролировать и анализиро­вать их;

-владеет культурой жизненного самоопределения и самореализации;

-уважает свое и чужое достоинство;

-уважает собственный труд и труд других людей;

-обладает чувством социальной ответственности;

-ведет здоровый образ жизни;

 

Психолого-педагогический портрет выпускника средней школы:

 

теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоя­тельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истин­ности суждений, критичность мышления, способность к познанию об­щих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия.

 

Личностные качества:

 

социальная зрелость, осознание и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие свое внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.

 

 

 

Методы, используемые педагогами в работе со школьниками в ходе образовательного процесса должны быть ориентированы на:

• самопознание и саморазвитие учащихся;

• развитие у учеников самостоятельности и ответ­ственности за свои успехи и неудачи;

• формирование самостоятельной оценочной дея­тельности учащихся;

• поощрение усилий школьников, направленных на достижение высоких результатов в различных видах деятельности;

• развитие у учащихся волевых качеств путем их вклю­чения в достаточно сложную и вместе с тем посиль­ную работу.

Это предполагает переход от информационно-объяс­нительной образовательной технологии к деятельностно-развивающей, который предусматривает замену монологических методов предъявления учебной ин­формации диалоговыми формами общения педагогов с учениками и учащихся между собой, повышение уров­ня самостоятельности обучающихся в своей деятель­ности; использование в образовательном процессе ролевых и учебно-деловых игр, метода моделирова­ния жизненно-практических ситуаций, социально-пси­хологических тренингов.

Существенную роль в этом направлении могут сыграть интеграция основного и дополнительного образования, ученическое самоуп­равление и различные школьные сообщества. Развитие у школьников установок на достижение ус­пеха предусматривает приобретение ими в стенах школы опыта совместной деятельности по достиже­нию различного рода образовательных целей. Этому должно способствовать расширение сферы приме­нения проектного обучения, характерными чертами которого являются:

• вариативность, позволяющая учесть потребности, интересы, склонности, способности и возможности школьников;

• направленность на развитие творческих способно­стей и освоение приемов исследовательской работы учащимися;

• многообразие проектов, выполняемых на межпредметном и надпредметном уровнях.

Проектная технология способна изменить систему общения учителя и ученика, сделав ее диалогичной. В результате этого будут созданы условия для:

• обогащения жизненного опыта всех участников про­ектной деятельности;

• самопознания учащихся, более четкого понимания ими своих достоинств и ограничений;

• овладения школьниками опытом совместного ре­шения проблем.

Учитель, ориентированный на достижения, является примером для учеников и доказательством состоя­тельности методов его работы. Поэтому задачей шко­лы является поддержание мотивационной среды, ко­торая способствует укреплению позитивного настроя педагогов на работу, поддержанию у них желания вно­сить в свою деятельность необходимые для развития образовательного учреждения изменения, совершен­ствовать свою психолого-педагогическую и предмет­ную компетентность.

С этой целью необходимо поддерживать и развивать потребности учителей заниматься повышением сво­ей профессиональной подготовки, совершенствова­нием своих авторских и модифицированных курсов, участвовать в управлении школой, информировать учащихся о достижениях их наставников.

Представления о выпускнике школы и основные положения ее концепции определяют следующие приоритетные направления развития образовательного учреждения:

• внедрение и совершенствование методов обучения и воспитания, способствующих развитию и поддер­жанию у школьников стремления к успеху;

• профессиональное развитие учителей и педагоги­ческого коллектива.

 

Профессиональное развитие учителей

и пе­дагогического коллектива

 

Школа планирует обновление кадро­вого потенциала за счет прихода молодых специали­стов и привлечения высококвалифицированных пре­подавателей вузов в качестве совместителей. В содержании методической работы школы акцент будет смещен в сторону деятельности по усилению психолого-педагогической компетентности учителя. Методы поддержки педагога будут направлены на развитие его готовности к субъект-субъектному раз­вивающему взаимодействию. В связи с этим задачей первостепенной важности станет развитие у учителя его профессионального самосознания, а на этой ос­нове — определение путей и средств его профессио­нального саморазвития.

Совершенствование профессионального роста учи­телей будет достигаться за счет непрерывного и сис­тематического повышения их профессионального уровня, которое представляет собой:

    • оказание практической помощи педагогам в воп­росах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства со сторо­ны школьной методической службы, краевой системы повышения квали­фикации;

    • изучение, обобщение и внедрение в практику пере­дового педагогического опыта, прежде всего связан­ного со способами взаимодействия с учащимися, реализацией проектных методик, овладением новым содержанием образования;

    • овладение новыми формами, методами и приема­ми обучения и воспитания детей;

    • совершенствование уроков, занятий по проектиро­ванию и других форм учебной и воспитательной дея­тельности;

 

Основными формами работы по повышению квали­фикации педагогических работников школы будут:

 

    • самообразование;

    • школьные и районные методические объединения учителей;

    • школы передового опыта, творческие группы;

    • семинары-практикумы для учителей и других педа­гогических работников;

    • различные конкурсы профессионального мастер­ства;

    • взаимопосещения учебных занятий;

    • наставничество в различных его формах;

 

Кроме традиционных методических объединений и временных творческих групп в школе планируется создание профессионально-педагогических объеди­нений, в которые будут входить учителя с близким уровнем профессионального развития и схожими про­фессиональными затруднениями.

Необходимым условием профессионального роста учителей должно стать овладение ими информаци­онными технологиями на функциональном уровне.

 

        Этапы реализации программы

 

Хронологические рамки этапа

Содержание этапа

Ответственные за реализацию

1-й этап – 2010 - 2011

Подготовка теоретико-методологической и практико-технологической базы каждого проекта. Проблемный анализ наличной ситуации. Разработка содержательных моделей реализации проектов.

Методический совет, методические объединения

2-й этап – 2011 – 2012

Начало реализации проектов. Обнаружение «узких мест» и достраивание проектов до уровня расширенного использования внутри школы

 

3-й этап – 2012 – 2013

Описание и предъявление школьному сообществу реализуемых проектов с максимально достижимой детализацией. Выявление рисков и их устранение.

 

4-й этап – 2013 - 2015

Обобщение и систематизация опыта реализации. Распространение проектного опыта за пределы школы. Определение перспектив развития.

Методический совет, методические объединения

 

 Мониторинг достижения запланированных результатов

   Поскольку основные проектные инициативы связаны с развитием личности, то для оценки эффективности реализации программы предлагается осуществлять системный мониторинг личностного развития школьников.

 

Можно выделить четыре основных предмета мониторинга:

  1. Развитие личности воспитанника  – главный показатель эффективности реализуемых проектов.

  2. Детский коллектив как важнейшее условие развития личности ребенка.

  3. Позиция воспитателя как другое важное условие развития личности ребенка.

  4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания.

Что изучается

(предмет мониторинга)

Как изучается (механизм мониторинга)

1. Развитие личности воспитанника

- Изучение самооценки личности ребенка;

- Изучение самооценки личности старшеклассника;

- Методика незаконченных предложений;

- Оценка школьной мотивации;

- Тест школьной тревожности Филипса;

- Опросник для определения интенсивности познавательных процессов;

- Тест-опросник  Г. Айзенка;

- Методика изучений родительских установок и реакций

2. Детский коллектив как условие развития личности ребенка

- Социометрическая методика;

- Изучение референтных отношений в классе;

- Изучение сплоченности класса;

- определение привлекательности для школьника группы одноклассников;

- личностный опросник К. Томаса

3. Профессиональная позиция педагога как условие развития личности ребенка

- Качества преподавателя;

- Методика оценки профессиональной направленности личности учителя;

- Тест эмоционального выгорания;

- Оценка способов реагирования в конфликте;

- Самотест «готовность к саморазвитию»

4. Организационные условия, обеспечивающие эффективность процесса развития

Экспертный анализ и оценка организационных условий учебно-воспитательного процесса

4.1. Материально-техническое оснащение, необходимое для реализации проектов

Качественный и количественный анализ материально-технического оснащения школы (оборудования, аппаратуры, культурно-массового, туристского, спортивного снаряжения, библиотечно-информационного фонда и т. д.)

4.2.Укомплектованность школы квалифицированными специалистами

Анализ штатного расписания образовательного учреждения и квалификации педагогических кадров

4.3. Деятельность детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников

Анализ деятельности детских объединений и органов ученического самоуправления, необходимых для самореализации школьников

4.4. Программное обеспечение учебно-воспитательного процесса

Анализ концепций, программ, планов учебно-воспитательной работы в образовательном учреждении

1 этап самопознания .
Цель этапа - актуализация процессов самопознания учащихся на основе обращения к их индивидуальному опыту.
Методика работы:

  • Психодиагностические методики определения особенностей психических процессов, обеспечивающих учебно-познавательную деятельность (внимание, память, мышление, воображение);

  • Методики, фиксирующие особенности развития культуры учебной деятельности (работы с книгой, конспектирования и т.д.);

  • Методики актуализации представлений личности о себе («Кто я такой?», «Автопортрет», «Интервью с самим собой», «Мой внутренний мир» и др.);

  • Методики определения себя в окружающем мире («Методика ценностных ориентаций», Тест смысложизненных ориентаций» и др.)

Предлагаемый результат : объектирование внутреннего мира школьника, соотнесение личностных смыслов, ценностей, способов поведения с идеалами саморазвития и самореализации.

2 этап – информационный
Цель этапа –
предъявление систематизированной и дидактически целесообразной информации о сущности и механизмах процессов саморазвития (самопознания, самоопределения, самореализации).

Методы работы :
•  Микролекции, беседы;
•  Игровые методики;
•  Методы анализа конкретных ситуаций;
•  Способы проблематизации;
•  Самоактуализационный тест Шострома.

Предполагаемый результат: формирование установки на дальнейшую работу над собой, развитие устойчивой мотивации на саморазвитие, психологической готовности к самоизменению.

3 этап – самоопределение
Цель этапа – поддержка возникающей у школьников мотивации на саморазвитие и оказание помощи в проектировании средств деятельностной самореализации.
Методики работы:
•  Фиксация разрывов между «Я – реальным и Я – идеальным»;
•  Фиксация разрывов между «Я могу» и «Я хочу»;
•  Методика определения самооценки личности (по Будасси);
•  Игровые методики самоопределения личности (метод проектирования жизненного пути, метод планирования карьеры и т.д.)
•  Организация пространства для реализации свободы выбора, навыков принятия решений через насыщение учебно-воспитательного процесса ситуациями выбора

Предполагаемый результат: овладение школьниками средствами и навыками личностного самоопределения в различных сферах жизнедеятельности

4 этап – деятельностной самореализации
Цель этапа – приобретение школьниками опыта деятельностной самореализации в познавательной, трудовой, спортивной, художественной, игровой и других видах деятельности.
Методики работы:
•  Организация педагогического пространства самореализации (свободы коммуникаций, помощи в выборе средств и форм самореализации и т.д.)
•  Педагогическое консультирование